Борис Заходер
«Птичья школа»
Жанр – стихотворение
Главные герои – Воробей (учитель), а также воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята, сороки, воронята, синицы и скворцы (ученики, или птичья детвора).
Характер у учителя Воробья просто идеальный для работы в школе. Он доброжелательный и справедливый, строгий и мудрый. Воробей много знает и понимает, что птенцам ещё многому нужно научиться. Он не ставит плохие отметки.
Птенцы, как все дети, любят шуметь и веселиться. Они даже ссорятся, но стоит появиться учителю в классе, и они замолкают.
Краткое содержание
Неожиданно на липе во дворе появилось объявление о том, что птенцы могут с пяти утра прилетать на занятия в только что открытую школу. Собралось много птичек. Они галдели и ссорились. Но вот появился старый Воробей, и начались уроки. Птенцы угомонились, они старались и занимались как следует. Вместо парт были ветки. Им пришлось выполнять задания по чистописанию, родному языку, чтению, естествознанию и пению. Между занятиями была небольшая перемена, и птенцам можно было немного поесть. После уроков детишки полетели по домам с прекрасными отметками.
ПЛАН
1. Объявление на старой липе.
2. Собрались птенцы.
3. Прилетел Воробей, и все стихли.
4. Птенцы на уроке чистописания.
5. Ученики учатся правильно чирикать на родном языке.
6. Чтение поэмы «Чижик-Пыжик».
7. Переменка.
8. Два задания по естествознанию.
9. Урок пения.
10. Домой с пятёрками.
Главная мысль произведения
Автор стихотворения хотел убедить учеников младших классов, что учиться должны все малыши. Без этого невозможно. Даже птенцам необходимо узнать кое-что перед тем, как они смогут жить самостоятельно.
Отзыв
Поэт написал очень милое стихотворение. Когда первоклассники прочитают стихи о птичьей школе, они будут с симпатией относиться к птицам. Но это не самое главное. Детям захочется учиться в такой же хорошей школе, в которую попали птенцы. У них добрый учитель, который не наказывает за шум или плохо выученное стихотворение. Зато всем ученикам он ставит пятёрки. В такой школе приятно учиться. Стихотворение Б. Заходера вызывает положительное отношение к учёбе и к школе.
Пословицы, которые выражают главную мысль стихотворения:
Тяжело в учёбе – легко в бою.
Учиться всегда пригодится.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Словарная работа:
галдеть – шуметь,
червячка – перекусить,
чистописание – каллиграфия.
Здесь можно прочитать полностью стихотворение «Птичья школа»:
На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия — с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь —
Птенцы!
Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель — Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
— Итак, друзья, начнем урок!
У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. —
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки…—
Второй урок — родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».
К доске пойдет, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
— «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…
Но тут звонок раздался.
— Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка! —
Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».
Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.
Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!
А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!