Сергей Михалков "Чистописание"

Сергей Михалков «Чистописание»

Жанр – стихотворение
Главный герой – первоклассник
Краткое содержание
Ученик первого класса учится писать правильно и красиво. Стихотворение написано более 70 лет назад, тогда школьники писали, макая перо в чернильницу. Было сложно выводить красивые буквы, да ещё и чернильная клякса могла упасть на написанное, испортив все старания. Нужно переписать предложение, но у первоклассника не получается. Он путает местами слоги и слова. А за окном слышны звуки, которые отвлекают: кто-то играет со щенком, какие-то ребята бросают мяч, звенит звонок на велосипеде. Но сделать задание нужно. Поэтому ученик старается, ему необходимо стать грамотным. Преодолеет все трудности – и станет учёным.

Отзыв

Сергей Михалков сочувствует первокласснику, но и немножко посмеивается над ним. Для взрослого человека, тем более писателя, те проблемы, которые малышу кажутся огромными, давно в прошлом. Когда-то и автор этого стихотворения учился выводить ровные и красивые буквы. Теперь пришёл черёд следующего поколения осваивать каллиграфию. Поэт понимает, что это важно. Понимает это и первоклассник, который пишет предложение о корове. Поэтому он не бросает свою сложную работу. Впереди ещё много трудностей, но их нужно преодолевать. Только так можно стать грамотным человеком, научиться чему-то, добиться успеха. Вот такая главная мысль стихотворения.
Пословицы, которыми можно выразить главную мысль: «Если долго мучиться, что-нибудь получится», «Терпение и труд всё перетрут», «Делу время, а потехе час», «Люби дело – мастером будешь», «Есть терпение – будет и умение», «Больше науки – умнее руки».
Идея стихотворения
Постараешься – будет результат. Хорошо быть старательным и аккуратным, но это даётся нелегко и не сразу.
Чему учит стихотворение?
Чтобы научиться писать красиво, нужно потрудиться. Чтобы научиться любому делу, нужно потратить время, приложить силы и старание. Без труда нельзя добиться хорошего результата.
Здесь можно прочитать полный текст стихотворения «Чистописание»:
Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»…
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, —
А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»…
Да! Стать ученым не легко!
1958 г.