Тамара Крюкова "Невыученные уроки"
Главные герои - одноклассники Потапов Лёха и его друг отличник Женька Москвичёв
Краткое содержание
Книга состоит из отдельных рассказов, в которых с мальчишками Лёшей и Женей происходят разнообразные интересные события. Живётся друзьям нескучно, потому что они непоседы, фантазёры и неугомонные выдумщики.
Человек нового типа
Родители Лёхи побывали в школе на родительском собрании. Успехи сына их не обрадовали. Папа запретил Лёшке гулять, пока тот не исправит отметки. Женька решил помочь другу. Он предложил Лёшке научиться читать учебники очень быстро по новой методике. Повторять прочитанное нельзя. Времени стало уходить на уроки гораздо меньше. Но когда Лёшу вызвали на уроке, он ничего не мог вспомнить. Нина Петровна спросила, кто командовал флотом во время русско-турецкой войны. Мальчику показалось, что он вспомнил эту фамилию. Во всяком случае, припомнил, что связана она с ушами. Когда он назвал адмирала Ушинским, понял, что не угадал. Тогда в памяти всплыло другое имя. И Лёшка выпалил: "Пьер Безухов". Все засмеялись. Отец Лёши стал каждый день проверять, как он готовится к урокам. На этом попытки друзей сделать из Лёшки человека нового типа прекратились.
Собака Баскервилей
Начались летние каникулы. Но Лёшке не везло. Его учительница математики Светлана Викторовна переехала в тот же дом, где он жил с родителями, подружилась с его мамой и пообещала подтянуть мальчика по математике. Начитанный Женька недавно читал рассказы Конан Дойла. Он придумал испугать учительницу такой собакой, как в рассказе, чтобы она даже думать забыла о своём обещании. Собака по прозвищу Граф жила в том же подъезде. Осталось сделать из неё ужасного светящегося в темноте монстра. Умный Женька знал, что для этого нужен фосфор, которого много в рыбе. Дети протянули Графу сырую рыбу, он не стал есть. Может быть, он не голодный? Решили проверить с помощью колбасы. Колбаса скоро закончилась, как и пастила, которую Лёшка принёс из холодильника. Кот украл рыбу и убежал в подвал. А мальчишки положили оставшуюся рыбу на сковороду, чтобы выпарить фосфор. Рыба сгорела. Лёшке попало. Заниматься математикой всё-таки пришлось.
Дежурство
Лёха и Женя дежурили в среду. Первый урок был в самом интересном кабинете. Это было природоведение в кабинете биологии. В нём была клетка с хомяками. Лёша влюбился в одноклассницу Синицыну и решил привлечь её внимание, позволив покормить зверьков в своё дежурство. Но вместо девочки в класс зашёл Женька. Дети увидели большой треугольник. Когда Синицына зашла, мальчики спорили, пролезет ли в него голова или нет. Треугольник оказался на голове у Лёши и не снимался. Прозвенел звонок на урок. Лёху спрятали в шкаф, чтобы Таисия Ивановна не застала его в таком виде. Дверцу заперли. Учительнице сказали, что Потапов пошёл к врачу. Лёшке было очень неудобно среди разных предметов в шкафу. Он еле стоял. Наконец не выдержал. Раздался грохот. Лёшку отвели к директору.
Стражи порядка
Девятиклассник Жорик поручил друзьям Лёше и Жене присмотреть за его новеньким красивым планером. Мальчики обрадовались и начали со рвением выполнять поручение старшеклассника. Рядом не было никого. Но вот показалась Майя с братишкой. Они просто шли гулять и не думали останавливаться. Но друзья закричали: "Не подходи!" Девочке стало интересно. Она подошла поближе. Пока мальчики разговаривали с Майкой, её брат схватил модель за хвост. Пока забирали планер у малыша, модель треснула. Охранникам попало от Жорика.
Борец за права
Папа заставил Лёху писать упражнения по русскому языку. А ему хотелось гулять. Он пожаловался другу. Женька посоветовал воспитывать родителей, чтобы они не были такими деспотами. Лёшка согласился объявить голодовку. Чтобы было легче голодать, наелся впрок. В холодильнике ничего не осталось. Ничего не вышло. Мама приготовила Лёшкин любимый пирог. Когда пришёл Женька, угостила его. А Лёша голодал. Утром он сделал упражнения. А потом его спросили, будет ли он завтракать. Сказал, что не хочет. А потом добавил: "Только чуть-чуть". Поел и пошёл гулять. Женька решил, что родители исправились, раз пустили сына гулять. А они сказали Лёше после прогулки решать задачи.
Хор
В школе было много кружков. Лена Синицына уговорила Лёшу записаться в хоровой кружок. Он не хотел идти, но пошёл. Из ревности. Ведь туда же ходил Юра Петухов, который тоже проявлял внимание к Синицыной. Так и ходили оба. Потом Лёша случайно подслушал, как Лена хвасталась, что и Юру, и Лёшу водит за нос. На самом деле ей никто из них не нравился. Мальчишки решили отомстить во время концерта. Приготовили паука, подушечку с неприличными звуками, разломали стул и даже притащили живую змею. На подушечку сел директор. Стул сломался, попадали все ряды с хористами. Паука бросили в Синицыну, а попали в Майку. Змея пропала из портфеля, а оказалась в столе математички.
"Чудное мгновение"
Шёл урок литературы. Учительница говорила о Пушкине. А мальчик думал, кому из девочек в классе он мог бы посвятить стихотворение. Перебрал все кандидатуры. Нашёл у каждой из них недостатки. Потому так и не написал никакого стихотворения о любви. И современным Пушкиным не стал.